Дело 33а-14311/2023 (судья Шахматова Г.А.)
УИД 24RS0046-01-2022-007032-20
А-3.022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 ноября 2023 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Сидоренко Е.А.,
судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.
при ведении протокола помощником судьи Копейкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Красноярска о признании незаконным распоряжения о предоставлении земельного участка в постоянное(бессрочное) пользование
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Свердловского районного суда города Красноярска от 28 августа 2023 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований,
заслушав и обсудив доклад судьи ФИО8,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с указанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что распоряжением Администрации г. Красноярска от 17.12.2020 года, земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположена Ярыгинская набережная, передан в постоянное(бессрочное) пользование муниципальному автономному учреждению «Красгорпарк». При этом в границы указанного земельного участка незаконно включен земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> площадью 457,9 кв.м., который занят подземным овощехранилищем коридорного типа на 80 ячеек. Овощехранилище возведено в соответствии с действующим на момент строительства законодательством и разрешением Управления по делам строительства и архитектуры Администрации г.Красноярска от 20.07.1992 года №853. Административный истец является собственником помещения №67 в овощехранилище и заказал необходимые кадастровые работы, однако 08.11.2022 года на ограждении овощехранилища было размещено уведомление Администрации Свердловского района г. Красноярска об отсутствии прав на земельный участок и необходимости демонтировать временное сооружение до 15.11.2022 года. Незаконное включение данного земельного участка в границы территории городского парка «Ярыгинская набережная» нарушает права собственников помещений в указанном овощехранилище и создает препятствия к осуществлению прав в отношении спорного земельного участка.
ФИО1 с учетом уточнений просил:
- признать незаконным распоряжение Администрации <адрес> «О предоставлении МАУ «Красгорпарк» земельного участка» №4027-недв от 17.12.2020г. в части включения в него (предоставления) земельного участка, площадью 458 кв.м. с координатами узловых и поворотных точек №.
- исключить из земельного участка, предоставленного МАУ "Красгорпарк" на основании распоряжения Администрации г. Красноярска "О предоставлении МАУ "Красгорпарк" земельного участка" №4027-недв от 17.12.2020г. указанный земельный участок, площадью 458 кв. м.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просил решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на позицию, изложенную в административном исковом заявлении, которой суд первой инстанции не дал надлежащей оценки. Суд неверно установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации г.Красноярска по доверенности ФИО5 просил оставить без изменения решение суда, как постановленное в соответствии с требованиями закона.
Заслушав представителя Администрации г. Красноярска по доверенности ФИО6, согласившуюся с решением суда, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://kraevoy.krk.sudrf.ru), не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает необходимым итоговое постановление оставить без изменения по следующим основаниям.
В силу п.2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п.1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пп.1 п.1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пп.2 п.2 ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).
В силу п.4 ч.1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Красноярского городского Совета народных депутатов №397 от 18.09.1990 года «Об отводе земельных участков для строительства в г. Красноярске» постановлено отвести предприятию «Теплосеть» производственного объединения «Красноярскэнерго» для строительства десятиэтажного жилого дома земельный участок, площадью 1,01 га, для содержания в надлежащем санитарно-эстетическом состоянии закрепить земельный участок, площадью 0,5 га, с в прибрежной зоне Абанской протоки в Свердловском районе.
20.07.1992г. Управлением по делам строительства и архитектуры исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов предприятию Теплосети производственного объединения «Красноярскэнерго» разрешено проектирование и строительство индивидуальных овощехранилищ коридорного типа на территории строящегося жилого дома Теплосети по <адрес> протоки.
Постановлением Администрации Свердловского района г. Красноярска №161 от 01.03.1994 года постановлено организовать товарищество по строительству индивидуальных подземных овощехранилищ «ТЕПЛОТЕХНИК».
Актом рабочей комиссии предприятия Теплосеть АО «Красноярскэнерго» от 12.12.1994 года принят законченный строительством объект – подземное овощехранилище на 80 ячеек по <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ потребительский кооператив «ТЕПЛОТЕХНИК» создан до 01.07.2002 года, а 15.11.2010 года в ЕГРЮЛ внесены данные о ликвидации юридического лица в связи с прекращением деятельности.
Распоряжением Администрации г. Красноярска №327-арх от 12.03.1999 года ПК «Потребительский кооператив по строительству и эксплуатации индивидуальных подземных овощехранилищ «ТЕПЛОТЕХНИК» по результатам инвентаризации предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером № по <адрес>, площадью 457,9 кв.м., занимаемый подземными овощехранилищами коридорного типа на 80 ячеек, предоставляемым членам кооператива согласно прилагаемому списку.
Согласно техническому паспорту от 10.05.2001 года нежилое здание - овощехранилище по <адрес> в г. Красноярске имеет площадь 412 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН нежилое помещение – овощехранилище с кадастровым номером №, имеет общую площадь 316,4 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН ФИО1 является собственником нежилого помещения № по адресу: <адрес> «г» (овощехранилище).
Распоряжением администрации г. Красноярска №4027-недв от 17.12.2020 года на основании заявления МАУ «Красноярский городской парк» от 01.12.2020 года №27987-ги учреждению предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, общей площадью 22 048 кв.м., находящийся в зоне с особыми условиями использования территорий (водоохранная зона), береговой полосе, границах зон затопления и подтопления территорий, прилегающих к р.Енисей, рекомендуемой зоне с особыми условиями использования территорий (санитарные разрывы воздушных линий электропередачи), охранных зонах инженерных сетей (водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения), расположенный по адресу: <адрес>, для выполнения своих уставных задач.
С 22.12.2020г. право постоянного (бессрочного) пользования МАУ «Красноярский городской парк» зарегистрировано в ЕГРН.
Из акта выездного обследования №679 от 30.09.2022 года Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска следует, что земельный участок с кадастровым номером № огражден, доступ на земельный участок свободный, существующая территория благоустроена. На земельном участке расположены объекты благоустройства, пешеходные дорожки детская площадка, пешеходные дорожки, объекты благоустройства, туалет, смотровые площадки, сооружение МАУ «Красноярский городской парк» хозяйственного назначения, имеется древесная и кустарниковая растительность.
Кроме того, на земельном участке севернее жилого <адрес> расположена огражденная автостоянка автомобильного транспорта с пунктом охраны. Лица, разместившие данное временное сооружение, в ходе выездного обследования не установлены. Земельный участок в целях размещения автостоянки органами Администрации города Красноярска не предоставлялся. В схеме размещения временных сооружений, утвержденной постановлением Администрации г. Красноярска от 27.09.2012 № 415, выявленного объекта нет.
В ходе выездного обследования выявлены признаки нарушения неустановленными лицами пункта 1 статьи 25, пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ, выразившиеся в использовании части земельного участка, севернее жилого <адрес>, без предусмотренных законодательском прав на землю в целях размещения временного сооружения - автостоянки с пунктом охраны.
Нарушений со стороны МАУ «Красноярский городской парк» требований земельного законодательства РФ в ходе выездного обследования не выявлено.
В ЕГРН на 11.04.2023 года сведения о земельном участке, площадью 457,9 кв.м., с кадастровым номером №, отсутствуют.
Из заключения кадастрового инженера ФИО7 следует, что овощехранилище имеет кадастровый номер №. Площадь здания, установленная границами геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен здания, без учета их толщины, составляет 316,4 кв.м. Отдельные ячейки – овощехранилища учтены в ЕГРН и зарегистрированы на праве собственности в соответствии с действующим законодательством РФ.
Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости (овощехранилища) по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, последний представляет собой подземные ячейки (53), которые поставлены на кадастровый учет и принадлежат гражданам на праве собственности.
Администрацией Свердловского района г. Красноярска начата процедура демонтажа указанной автостоянки в соответствии с постановлением Администрации <адрес> от <дата> № «Об утверждении Порядка выявления и демонтажа установленных в нарушение определенного правовыми актами города порядка временных объектов на территории <адрес>.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав предоставленные доказательства, исходил из того, что распоряжение Администрации г. Красноярска «О предоставлении МАУ «Красноярский городской парк» земельного участка» №4027-недв от 17.12.2020г. в части включения в него земельного участка площадью 458 кв.м с координатами узловых и поворотных точек, указанными ФИО1, не противоречит положениям действующего земельного законодательства прав административного истца не нарушает. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 22 048 +/-55, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию <адрес> правомерно был передан муниципальному автономному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование для выполнения своих уставных задач, осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Суд учитывал, что указанный ФИО1 земельный участок, под которым расположено подземное овощехранилище, не принадлежит кому-либо на каком-то праве. Овощехранилище является подземным нежилым помещением с кадастровым номером №, представляет собой подземные ячейки без наземной группы.
Суд принял во внимание то, что над овощехранилищем располагается несанкционированная автостоянка, а в настоящее время автостоянку предлагается демонтировать.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на верно установленных юридически значимых обстоятельствах дела при правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения.
ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое помещение № по адресу: <адрес> «г» (овощехранилище), которое представляет собой ячейку в подземном овощехранилище с кадастровым номером 24:50:00000000:346932.
Из предоставленных в материалы дела технического паспорта, выписки из ЕГРН, акта выездного обследования №679 от 30.09.2022 года Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска следует, что овощехранилище не имеет наземной части, представляет собой подземные ячейки.
Земельный участок, под которым расположено овощехранилище в собственность либо на ином праве собственникам помещений в овощехранилище с 2004г. не предоставлялся. Пятилетний срок аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:07161:0002 истек в 2004г. и не продлевался, земельный участок снят с кадастрового учета.
Какими-либо правами на наземную часть земельного участка, под которым расположено овощехранилище, ни ФИО1, ни иные собственники подземных ячеек не обладают.
Таким образом, передача муниципальному автономному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером №, никаких прав ФИО1 как владельца помещения в подземном овощехранилище не нарушает.
В силу подп.17 пункта 71 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утв. Распоряжением Администрации г. Красноярска от 23.05.2013 N 110-р, руководитель Департамента издает распоряжения администрации города с регистрацией их в управлении делами администрации города по вопросам:
- формирования, управления, распоряжения муниципальной собственностью, в том числе земельными участками, лесными участками;
- предварительного согласования предоставления, предоставления, утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков на территории города Красноярска до разграничения государственной собственности на землю для целей строительства, а также занятых зданиями, строениями и сооружениями, существующими карьерами месторождений общераспространенных полезных ископаемых, предназначенных для садоводства или осуществления других видов разрешенного использования, не связанных со строительством и реконструкцией объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений), с правом отмены, изменения, продления срока действия, признания утратившими силу, недействительными постановлений и распоряжений по данным вопросам;
- прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также об отмене, изменении, дополнении, признании утратившими силу распоряжений по указанному вопросу;
Оспариваемое распоряжение от 17.12.2020г. подписано заместителем Главы города – руководителем Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, то есть уполномоченным на то лицом.
Порядок передачи земельного участка с кадастровым номером №, предусмотренный положениями ст.ст. 39.1, 39.9 ЗК РФ, органом местного самоуправления соблюден. Оснований для отказа в передаче земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, которые приведены в ст. 39.16 ЗК РФ, не имелось.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку в решении, оснований не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда не установила.
Процессуальных нарушений, могущих влечь отмену итогового постановления, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда города Красноярска от 28 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи:
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 4 декабря 2023г.